aklyon: (scarf)
[personal profile] aklyon
Долго думал – что же так зацепило меня в двух прекрасных актерских работах Джеффри Раша: в роли королевского логопеда Лайонела в фильме «Король говорит» 2010 года и в роли пожилого аукциониста Верджила в новом фильме итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»?

Потом понял: его герои, хоть и абсолютно непохожи друг на друга, занимаются, в сущности, одним и тем же –

...придают уверенность другим в своих собственных силах.

И это само по себе – невероятно подкупает и заинтересовывает с первых же кадров.

Обстоятельства могут быть совершенно разными, эпохи – разными, наконец, между самими образами, созданными Рашем нет, на первый взгляд, ничего общего: ну что общего может быть между личным логопедом короля Георга VI и пожилым аукционистом наших дней? Впрочем, мы довольно быстро узнаем, что аукционист наживает свою личную коллекцию картин не совсем честным путем. Тут же можно вспомнить, что и Лайонел, на самом деле, не был врачом, а лишь – неудавшимся актером, разработавшим уникальный метод улучшения речи.

То есть, они оба – и логопед короля, и аукционист из фильма «Лучшее предложение» проживают, прямо скажем, не самую честную жизнь.

Но и в том, и в другом случае ими движет одна, чрезвычайно уважительная черта характера: внутреннее благородство, влекущее за собой искреннюю заботу о других.

Как помочь королю справиться с дефектом речи?
Как помочь таинственной девушке справиться с тяжелым недугом и выйти, наконец, из своего многолетнего затворничества?

Все это, в сущности, вопросы преодоления, тяжелого труда над самим собой, борьбы с самим собой и с обществом, навязывающим определенные правила поведения. Тяжкий труд.

И, безусловно, тут же очень хорошо чувствуется и разница между этими двумя ситуациями: мы очень скоро узнаем, что помощь девушке-затворнице отнюдь не так уж и бескорыстна, как можно было бы ожидать. Да и внутреннее благородство королевского логопеда растворяется порой в банальных профессиональных амбициях и неуемной гордости.

Впрочем, и результат оказывается разным: в одном случае герой оказывается вознагражден по-королевски, в другом – жестоко обманут. И как же вдруг защемило сердце за такого цинично обманутого воришку, ошеломленно оглядывающего пустые стены своей потайной комнаты!

И вот эту вот двойственность намерений, желаний, целей Джеффри Раш играет необычайно искусно. В какой-то момент ловишь себя на мысли – до какой степени переживаешь за него, вопреки всему тому, что о нем знаешь! И как же глубоко в человеческой культуре коренятся все эти механизмы, о которых и сообщает нам его персонаж.

Согласно древнегреческому мифу, один царь высек из слоновой кости такую совершенную статую, что ему захотелось оживить ее. С тех пор, вероятно, нас чрезвычайно привлекают все эти непростые вопросы: где проходит грань между искусством и жизнью? Возможно ли в отношениях изменить дорогого тебя человека? Фактически, «создать» его заново для себя. И до какой степени можно его изменить?

Наконец, есть ли место подлинным живым чувствам в мире хитроумных денежных комбинаций: и кто, в результате, выигрывает в таком нечестном мире?

Наверняка, есть и другие вопросы, подобные этим, и, при желании, можно разглядеть их в фильме «Лучшее предложение». Этот фильм смотрится на одном дыхании, и в первую очередь, благодаря великолепной игре Джеффри Раша в роли одного не очень честного аукционистa, которого движет вспыхнувшее чувство и внутреннее благородство. Глядя на этого актера, становится понятно, что эта черта присуща не только его героям, но и ему самому. Оттого, пожалуй, ему так легко удается сыграть такие столь разные образы, обнаруживающие сходство только если повнимательнее присмотреться к ним.

К слову сказать: за свою игру в фильме «Король говорит» Джеффри Раш был, на мой взгляд, более чем достоин Оскара. Однако, среди четырех призеров этого фильма его имени не было. Как и его герой, Лайонел, оставшийся в тени Его Королевского Высочества, так и он сам был, как будто бы, несправедливо обойден почестями.

Надеюсь, когда речь зайдет о присуждении наград за этот фильм – «Лучшее предложение», справедливость, пусть хоть и такая формальная, все же восторжествует.

Date: 2013-09-01 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jacobgg.livejournal.com
Я этот фильм «Лучшее предложение» как раз сегодня посмотрел. Джеффри Раш играет действительно замечательно, но фильм так себе, на Оскара не тянет, затянут и финал подразумевается уже в середине...

Date: 2013-09-01 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Как я понял из различных отзывов, люди четко делятся на две категории - те, которые посмотрели фильм на одном дыхании, и те, которым он показался затянутым. Я, все же, отношусь к первой:) Скажем, я никак не мог просчитать такого сюжетного поворота: я, конечно, полагал, что будет какое-то противостояние между старостью и молодостью, но не ожидал ТАКОГО поворота - они меня приятно удивили.

Date: 2013-09-02 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] jacobgg.livejournal.com
Вот у меня есть детектив "Цепная реакция плюс", так там никто еще не разгадал ключ до самого конца!

Date: 2013-09-01 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Спасибо за интересный анализ! Постараюсь посмотреть фильм. А меня Лайонел подкупил своим отношением к королю - абсолютно лишенным чинопочитания.

Date: 2013-09-01 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Посмотрите обязательно - надеюсь, что Вам понравится:)

Date: 2013-09-02 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] olgina67.livejournal.com
Артурик фильм обалденный. Но финал увы я просчитала еще в первой трети фильма. Что не помешало на одном дыхании смотреть дальше :)

Date: 2013-09-02 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Ка-акие вы все проницательные!:)

Date: 2013-09-08 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] luukphi-penz.livejournal.com
Мне кажется, что вы упустили в вашем отличном тексте слово "свобода".
Раш играет свободного человека. И его нечестность это теневая сторона
свободы от предрассудков и мнений. В "Король говорит" подчеркивается его австралийское происхождение, что является панацеей от английского отношения к титулам.
И способность героев Раша внушать уверенность неуверенным проистекает именно из способности актера воплощать героя не только свободного , но и способного к эманации этого состояния.

Date: 2013-09-08 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Я этого как раз не заметил в "Лучшем предложении": от чего свобода? если он разрывается между нахлынувшими чувствами и желанием создать аппарат (украв шестеренки), а - не хочу спойлерить - в общем, в финале его трагедия как раз и состоит в том, что гнался за двумя зайцами - и оба улизнули.
Page generated Sep. 24th, 2017 03:09 am
Powered by Dreamwidth Studios